Урок русского языка в 3 классе, проведённого в МОУ «Большеяушская СОШ»
Тема «Изменение имён прилагательных по родам»
Цели:
ознакомить с изменением имён прилагательных по родам, писать родовые окончания имён прилагательных;
развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
Оборудование: слоговые карточки, презентация
Ход урока:
I. Оргмомент.
Поздоровайся с гостями, назови себя.
«Добрый день!» – тебе сказали.
«Добрый день!» – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.
II. Актуализация знаний.
- Вспомни, как определить род имени существительного?
- Сядешь, если услышишь имя существительное мужского рода. (школа, дружба, учёба, урок).
III. Словарная работа.
- Начнём урок с умственной разминки.
а). Зачеркни на карточке нерусские буквы.
R Р F O Д W И Н N V А
- Из оставшихся букв составь слово. (Родина)
б).- Вспомни произведение М. М. Пришвина и закончи высказывание.
Птицам – небо, рыбам – воздух, а человеку – …. (Родина)
г).- Как ты понимаешь значение этого слова.
д).- Прочитай, как о значении слова говорится в «Толковом словаре».
е).- С чем связывает понятие «Родина» поэт В. Степанов?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
ж).- Запиши слово Родина. Составь предложение с этим словом. Составь предложение из слов, данных вразброс.
Нет, в, краше, мире, нашей, Родины
Запиши.
и). Подбор однокоренных слов к слову Родина. (Учеником самостоятельно).
Родной, родная, родился, родственник, родители, родное, родня.
- Запиши.
- Подчеркни имена прилагательные.
- Прочитай слова.
Страна, школа, место, брат, улица, дом, сердце.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Подбери к именам существительным соответствующие имена прилагательные.
- Задай вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
IV. Сообщение темы урока.
- Какая часть слов изменялась?
- Почему изменялись окончания? От чего это зависит?
- Как думаешь, чем будем заниматься сегодня на уроке? (предполагаемый ответ).
- Ты научишься определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.
V. Работа по теме урока.
1. Упражнения в составлении словосочетаний, наблюдения за изменением имен прилагательных по родам.
а). - Запиши словосочетания по образцу.
Образец: Страна (какая?) родная, место (какое?) родное, ……….
б). - Выдели окончания в вопросе и прилагательном.
- Какого рода существительное место?
- Какого рода имя прилагательное родное?
Аналогичная работа проводится с другими словосочетаниями.
2. Формулирование вывода:
- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
- Как определить род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
- Назови окончания имён прилагательных? (Обращается внимание на 2 буквы в окончании).
5. В ходе работы появляется таблица.
6. Работа с учебником.
- Прочитай вывод об изменении имён прилагательных в учебнике.
VI. Физминутка
VII. Закрепление.
Упражнения в подборе имен прилагательных к именам существительным и определении рода имени прилагательного.
а).- Вернемся к стихотворению В.Степанова.
1 – ое четверостишие:
- Назови имена существительные. (Родина, дом, берёзка, дорога.)
- Подбери к ним имена прилагательные. Запиши.
Внимание! Окончания не всегда ударные, их необходимо запомнить.
- Определи род имен прилагательных. Выдели окончания.
б). 2 – ое четверостишие:
- Назови имена существительные. (солнце, хлеб).
- От данных слов образуй имена прилагательные женского рода, мужского рода, среднего рода.
- Запиши, выдели окончания.
в). Работа по карточке:
Солнечный крошка погода
Солнечная денёк лето
Солнечное март
Хлебный настроение
Хлебная поле урожай
Хлебное аромат
- Соедини линией записанные имена прилагательные с соответствующими именами существительными (денёк, крошка, настроение, поле, аромат, погода, лето, март, урожай).
- Определи род имён прилагательных.
VIII. Итоги урока.
- Что новое узнали об именах прилагательных?
- Как определить род имён прилагательных?
- Какие окончания у имён прилагательных м. р., ж.р., ср. р.
- Вспомним о значении имён прилагательных в речи человека.